Новый старт реформы ЖКХ

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России готовится к новому старту. Как стало известно РИА "Новости", в ближайшие дни можно ожидать официального утверждения списка городов и регионов, в которых начнется реализация первого этапа федеральной жилищно-коммунальной реформы.

Предыдущий старт реформы, пришедшийся на 1997 год, был сорван августовским дефолтом 1998 года. Тогда резкое падение реальных доходов населения не позволило государству приступить к сокращению своего долевого участия в финансировании жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее, правительство продолжало планировать свой уход из сферы ЖКХ, которая и после десяти лет российских реформ оставалась наиболее монополизированным и нерыночным сектором национальной экономики.

В прошлом году концепция реформы активно обсуждалась на всех уровнях государственной власти и в результате была одобрена президентом, правительством и Государственным советом.

С точки зрения государственных финансов выгода от реформирования ЖКХ бесспорна: по расчетам министерства экономического развития и торговли, нагрузка на соответствующие статьи федерального бюджета сократится как минимум на 20 процентов. Начнет решаться вопрос о формировании прозрачной тарифной системы, появятся новые возможности для урегулирования очень острой проблемы просроченных платежей в жилищно-коммунальной сфере, будут созданы условия для привлечения туда внебюджетных инвестиций.

Однако для динамичного развития самого жилищно-коммунального комплекса гораздо важнее то, что реформа, по замыслу ее авторов, позволит ЖКХ более эффективно использовать получаемые средства - с гораздо большим, чем ранее, учетом интересов и потребностей граждан. На это неоднократно обращал внимание президент РФ Владимир Путин. Отвечая в конце прошлого года на вопросы телезрителей в прямом эфире, он подчеркнул, что отсчет реформы можно будет начать с того момента, когда средства, выделяемые федеральным бюджетом на финансирование коммунальной сферы, пойдут уже не предприятиям-монополистам, а людям - собственникам жилья.

Это означает, что акцент государственной политики будет последовательно переноситься с финансирования жилищно-коммунальных бюджетов на адресную помощь населению. В соответствии с концепцией реформы, в полном объеме ее получат все семьи, отдающие за жилищно-коммунальные услуги более 22 процентов месячного дохода.

Государственные жилищные пособия и дотации выплачиваются и сейчас, но к 2008 году, когда планируется завершить реформу, число их получателей, очевидно, возрастет. Прежде всего, за счет тех, кто сегодня пользуется льготами при оплате жилья - ведь никаких льгот после окончания преобразований в ЖКХ быть не должно. Госкомстрой РФ, готовивший первоначальный проект реформы, предлагал ликвидировать их уже к 1 января 2004 года. Однако выяснилось, что цена вопроса слишком высока: только в Москве льготами при оплате жилищно-коммунальных услуг пользуются 3,3 млн человек. В целом по России доля таких граждан существенно возрастает, доходя до 50 процентов, поэтому поэтапную отмену льгот правительство решило теснее увязывать с общим ростом благосостояния населения. Вполне вероятно, что этот процесс будет продолжаться вплоть до окончания реформы, то есть до 2008 года.

Зато заметного выравнивания разрывов в оплате услуг ЖКХ, связанных с климатическим районированием страны, не прогнозируется. Очевидно, что обслуживание одного квадратного метра жилья в условиях Крайнего Севера и впредь будет обходиться дороже, чем на юге России. Правительство учло это, установив в ноябре прошлого года соответствующие федеральные стандарты, варьирующиеся в зависимости от климатического пояса. И если в Корякском автономном округе рекомендуемая плата за обслуживание одного квадратного метра жилья составила 59 рублей в месяц, то в Карачаево-Черкессии только 12 рублей 30 копеек. Это - устойчивая пропорция, и вряд ли она существенно изменится в результате реформы.

Скорее по ходу преобразований в более значительной степени могут измениться пропорции в оплате жилищно-коммунальных услуг в масштабах одного населенного пункта. Ведь собственникам элитного жилья по карману достаточно высокая плата за более качественные услуги, а основная часть населения, вероятно, как и прежде, будет ориентироваться на некий средний уровень.

Здесь-то, как представляется, и лежит тот подводный камень, который непременно должны обойти реформаторы. Больше всего реформе ЖКХ повредило бы невольное сведение ее к очередному повышению платы за коммунальные услуги, причем к такому повышению, которое не повысит качества услуг ЖКХ, но зато облегчит и без того не тяжелый кошелек среднего гражданина.

Поэтому вполне можно ожидать, что, принимая решения по каждому новому этапу реформы жилищно-коммунального хозяйства, правительство будет очень внимательно следить за темпами повышения благосостояния населения, а также за реформированием и демонополизацией самих предприятий жилищно-коммунального сферы.

 

РИА "Новости"
04.02.2002 12:30

Генерация страницы 20.04.2024 12:34